Легко выйти за рамки

Главная  >>  Легко выйти за рамки

Легко выйти за рамки

On 18 января, 2019, Posted by ,

Легко выйти за рамки: недостатки АСВГК играют на руку недобросовестным перевозчикам

В наступившем году на Урале могут появиться новые системы весогабаритного контроля. Пока их судьба под вопросом: местный Управтодор взял тайм-аут, чтобы уточнить техзадание, но если планы дорожников осуществятся, число пунктов контроля в УрФО перевалит за сотню.

Нельзя сказать, что транспортная отрасль ждет этого спокойно. Опыт 2016-2017 годов показывает: нет гарантии корректной работы весов, а оповещение водителей происходит с серьезным опозданием — иногда от трех часов до двух суток. Более того, за один рейс можно проехать несколько АПВГК и, соответственно, многократно попасть в число нарушителей за одно и то же прегрешение.

Узнать вовремя

— Приказ № 119 Минтранса РФ от 29 марта 2018 года рекомендует укомплектовывать автоматизированные пункты контроля техническими средствами оповещения, но без уточнения, какими именно. В Свердловской области решили доводить информацию с помощью СМС, что, с нашей точки зрения, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и не позволяет узнать о перегрузе вовремя. Мы предлагаем установить на расстоянии 100-1000 метров от АПВГК электронные табло, показывающие, какие зафиксированы нарушения. Подобный опыт имеется в Псковской, Вологодской областях, Сыктывкаре, Калининграде, — говорит Александр Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в УрФО. — Также нужно организовать рядом с АПВГК площадки для оперативного устранения перегруза, чтобы не допускать дальнейшего разрушения дорог.

Как только оборудование перевели из тестового режима в рабочий, предприниматели завалили жалобами бизнес-омбудсмена

«РГ» уже обращалась к этой теме («Репутация на весах», «Экономика УрФО» от 26.09.18). Напомним, три автоматических пункта взвешивания транспорта в Свердловской области появились в конце 2017 года. Как только оборудование перевели из тестового режима в рабочий, предприниматели завалили жалобами бизнес-омбудсмена. Пришлось даже создать специальную рабочую группу. Проанализировав ситуацию, она пришла к выводу, что весы работают некорректно. Кроме того, много претензий было высказано к системе информирования перевозчиков.

По сути, и владельцы машин, и водители лишены правовой защиты (уведомления приходят, когда штраф уже наложен). Бизнес считает, что необходимо на законодательном уровне прописать обязанность ГИБДД проводить административные расследования после получения данных с АПВГК, чтобы было понятно, на ком конкретно лежит ответственность за нарушения: на водителе, перевозчике, грузоотправителе. Последние зачастую остаются в стороне, хотя многие из них не допускают к погрузке никого, кроме своего персонала, а статические весы имеют единицы промпредприятий и всего один из пяти контейнерных терминалов в Екатеринбурге.

Еще один парадокс сложившейся системы — нельзя привлечь к ответственности иностранных перевозчиков (базы надзорных органов России и зарубежья не соответствуют друг другу), а также российских нелегалов, которые пытаются обмануть рамки замазанными, заклеенными номерами. Все это порождает разговоры о нездоровой конкуренции в отрасли. Взять хотя бы один ее сегмент — перевозку стройматериалов.

— Добросовестный предприниматель, чей самосвал загружен на 91-92 процента, получает штраф минимум на 150 тысяч рублей, потому что при движении произошло смещение груза, а недобросовестный заполнил кузов на 150 процентов — и никаких наказаний.

Было бы правильно вообще отменить штрафы за превышение осевых нагрузок для сыпучих материалов, — возмущается Анна Петрова, руководитель представительства ассоциации «ГРУЗАВТОТРАНС» в Екатеринбурге.

Критикуя, предлагай

Предложений у бизнеса несколько, адресованы они Минтрансу РФ, Госдуме, бизнес-омбудсмену Борису Титову. В частности, высказана мысль, что необходимо предоставить регионам право выдавать спецразрешения на перевозку делимых грузов по региональным и межмуниципальным дорогам. Это позволит сохранить бизнес владельцам одиночных трех-четырехосных самосвалов китайского производства, которые сейчас неконкурентоспособны. Между тем ими доставлять некоторые материалы значительно выгоднее и удобнее.

Ответственность за получение спецразрешения предлагается возложить на заказчиков: можно будет отследить законность происхождения стройматериала, привлечь к работе легальные компании, что принесет дополнительные отчисления в бюджет области.

Впрочем, с другими грузами тоже возникают проблемы при контроле. Как рассказала гендиректор компании «Автоколонна 1212» Ирина Шведова, по действующему законодательству содержимое контейнера считается делимым, то есть получить спецразрешение на его перевозку нельзя. С другой стороны, перевозчик не может вскрыть пломбу и удалить что-то при перегрузе — собственник это не согласует. Необходимо менять правовую базу, чтобы уравнять требования к контейнерным перевозкам по железной дороге и на машинах, иначе последние скоро исчезнут как вид.

Заметим, что существенная часть инициатив касается именно федеральных норм.

— В КоАП введен особый порядок привлечения к административной ответственности, фактически отменяющий презумпцию невиновности, если нарушение зафиксировано автоматически — датчиками. На мой взгляд, это противоречит конституционному праву на равенство всех перед законом, — рассуждает свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх. — За незначительное превышение весогабаритов можно вообще не наказывать. До 2011 года за первичное нарушение выносили только предупреждение.

Особый порядок привлечения к ответственности, если нарушение зафиксировано автоматически, противоречит конституционному праву на равенство всех перед законом

А вот региональному минтрансу предлагается активнее использовать свои полномочия.

— Отсутствие конкретных указаний в приказе Минтранса РФ этому не мешает. Параметры взвешивания должны быть едины на всей территории страны, но степень удобства инфраструктуры можно повышать. Скажем, почему водитель должен искать данные о нарушениях на сайтах разных управлений автодорог, если маршрут пролегает от Калининграда до Екатеринбурга? Не проще ли создать на едином федеральном портале «личные кабинеты» грузоперевозчиков? — предлагает Артюх.

Точка или запятая

Как объяснил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Денис Чегаев, электронное табло — не панацея. В сложных погодных условиях при интенсивном движении непросто разглядеть, что на нем написано, придется сбрасывать скорость до 20-30 километров в час, что создаст сложности для других машин. Летящие из-под колес камни могут повредить электронное оборудование, так что СМС-информирование — более эффективный и безопасный инструмент.

— Безусловно, точка в этом вопросе еще не поставлена. Мы принимаем замечания предпринимателей, будем систему улучшать, — заверил чиновник.

Определенные подвижки уже произошли: так, после проверки Росстандарта два АПВГК на Среднем Урале закрыли по предписанию, чтобы отладить весы. Кроме того, на подъезде к пунктам взвешивания появились желтые предупреждающие щиты. К сожалению, отменять штрафы, выписанные в тот период, когда весы работали с большой погрешностью, пока никто не готов.

Компетентно

— Только объединив сведения, полученные из контрольных пунктов Ространснадзора, АПВГК, системы «Платон» и о выданных спецразрешениях в единую информсистему, можно достичь прозрачности и открытости процесса перевозок. Мы поддерживаем позицию профсообщества: должна быть не просто поставлена рамка с фото- и видеофиксацией, а создана система, которая позволяет водителю увидеть свои нарушения. Он должен быть оповещен о том, что дальнейшее движение запрещено, значит, поблизости необходимо организовать расширение дороги, участок для отдыха или другие площадки, где можно поставить грузовик.Валерий Кудряшов, заместитель начальника Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора

 

 

Источник: rg.ru